Что такое "бренд" сегодня никому объяснять не нужно. Всем знакомы такие
бренды, как Coca Cola, McDonalds, Xerox, Microsoft, Apple, и т.д, и
т.п... Если вы бегом вбежали в супермаркет и нет времени на пристрелку,
что вы ухватите? Правильно, то что вам уже знакомо, то, что на слуху,
то, с чем у вас ассоциируется нужный предмет.
С
легкой руки Тома Питерса в современный лексикон вошло понятие "личный
бренд". По аналогии, личный бренд - это то, что позволяет нам выделять
одного человека из толпы других, то, почему мы предпочитаем
прислушаться к мнению этого самого одного, то почему мы предпочитаем
его общество другим, его идеологию, его манеру одеваться и т.д.
Однако
сегодня я хочу поговорить не брендах в целом, и даже не о личных
брендах в целом, а о том, почему даже яркие и интересные люди зачастую
не становятся брендами. Уже год я веду рассылку "Законы лидерства".
Если бы вы знали, сколько ярких и интересных людей я встретила в этой
рассылке, но лишь маленькая, крошечная часть этих людей действительно
сделали и делают себе ИМЯ. Этот несправедливый и печальный факт подвиг
меня на расследование и вылился в статью.
Пять причин для развития личного бренда
1. Он поднимает вашу самоосознанность и самооценку
2. Он создает конкурентное преимущество перед предложениями, аналогичными вашему
3. Он расширяет круг вашего общения и сферу влияния
4. Он позволяет обрести достаточную стабильность, помогает "остаться на плаву" в разных экономических условиях
5. Он позволяет получать дивиденды из разных источников.
Вы
можете придумать себе еще несколько, но основные - эти. В современных
условиях жесточайшей конкуренции примерно равноценных товаров и услуг
бренд выполняет роль добавочного веса. И не имеет значения, мирового ли
масштаба ваш бренд или вас знают, как великолепного специалиста только
на вашем предприятии - вы всегда будете иметь больше преимуществ перед
теми, кто предпочитает быть серой мышкой в серой массе или черной
кошкой в темной комнате.
Конечно, выделяться не просто -
найдутся и те, кто будет осуждать и плевать. Но здесь уже, как
говорится, дело вкуса и личного выбора. Угодить абсолютно всем
невозможно.
* У Юлии Тимошенко есть как сторонники, так и
противники, она проиграла выборы и, скорее всего, уйдет в отставку с
поста премьер-министра Украины - вы всерьез считаете, что она пойдет
просить милостыню на паперть? Даже, если завтра останется без гроша?
* Почему многие россияне с большей симпатией относятся к братьям Кличко
в сравнении со своим боксером Валуевым? А есть и украинцы, кто далеко
не в восторге от братьев. И что из того? Кто этим огорчен?
*
Алла Борисовна Пугачева! Даже главы страны имеют меньшие бренды!
Помните старый анекдот? "Кто такой Брежнев? Мелкий политический деятель
эпохи Аллы Пугачевой" . И что из того, что ее песни не всем поголовно
нравятся? Она в отчаянии? Не может себе места найти и пьет таблетки от
нервов?
* У известного стилиста Сергея Зверева есть армия тех,
кто его обожает и есть армия тех, кто не то, что на дух или на вид,
даже на слух не выносит его имени - и вы думаете, что он сильно этим
расстроен? И плачет по ночам в подушку от мысли, что завтра его могут
уволить?
Вы обратили внимание, что для того, чтобы быть значимой
личностью, не обязательно быть идеалом во всем? Нужны только три
составляющие:
1. быть отличным спецом в своем деле
2. не бояться иметь свое мнение
3. не бояться высказывать его.
Великолепных
специалистов у нас - пруд пруди, свое мнение присутствует у
большинства, а вот с третьим пунктом - есть проблема. Ноги у этой
проблемы растут именно из страха общественного мнения, боязни осуждения
и прочих мелких жизненных радостей, которые, как хвост всегда
сопровождают яркие кометы.
Таким образом, создать личный бренд
может только человек самодостаточный - лидер. Очень сложно стать
человеком-брендом, являясь винтиком в какой-либо компании. Если не
компания - часть вас, а вы - часть компании, это значит, что вы
заменяемы. В то время как настоящий лидер должен быть уникален.
Лидерство, как составляющая личного бренда, основано на том, что потеря
человека - потеря для структуры, которую он возглавляет или
представляет (вплоть до того, что она полностью разрушится). По крайней
мере, окружающие должны быть в этом уверены.
В моей рассылке
"Законы лидерства в иллюстрациях" есть много техник, которые помогут
вам справиться и со страхом, и с переживаниями, понять кто вы и куда
идете, научиться меньше ориентироваться на то, что про вас скажут и
больше на поставленные цели. Развить в себе лидерские качества, словом.
Решать
безусловно вам, но если не хотите в один не самый прекрасный день
прочесть приказ о собственном сокращении, вам нужно вырастить свою
значимость, свою рыночную стоимость в глазах других. Лучше быть
кометой, чем ее хвостом.
Однако, приступим, пожалуй.
Бренд
начинается с позиционирования, с создания любимой версии самого себя.
Личный бренд - символ вашей репутации, он предполагает вашу
ответственность за качество того, что вы продвигаете. Он тождествен подписи, которую автор ставит, заканчивая свое произведение.
Можно
выбрать и такой путь, авось кривая куда-то выведет или вынесет… Но если
хотите оказаться в том, месте, куда целились, начать следует с умом.
1. Найдите свою нишу. Не нужно быть идеалом во всем. Есть что-то такое,
в чем вы - лучший! В чем вы профессиональны, а лучше,
высокопрофессиональны или (а вдруг?) талантливы или даже гениальны?
2. Целевая аудитория. Кто те люди, которым нужны ваши таланты,
способности, знания и опыт? Вы не можете нравиться всем. Да это и не
нужно. Нужно заранее смириться с этой мыслью - перечитайте еще раз про
звезд.
3. Уникальность. Чем вы отличаетесь от других? Кто ваши
конкуренты? Что такого вы можете предложить людям, чего они не найдут в
другом месте, читаем, у ваших конкурентов. Для создания бренда нужно
найти свою изюминку и грамотно ее преподнести. Еще один важный момент -
гармоничность бренда с вашим внутренним миром и личностными
особенностями. Именно гармоничность позволяет бренду стать устойчивым
4. Масштаб. Какого масштаба бренд вам вообще нужен: вы хотите
приобрести известность в пределах компании, в городе, регионе, стране
или мире. Это определит Иллюстрация
Замечательная
пародия на помпезные романы и фильмы о рыцарях Брайана Хелгеленда -
"История рыцаря". Суть фильма традиционна для средневековой
"американской мечты" - бедный, но благородный оруженосец, всю жизнь
мечтавший о рыцарстве, получает свой тот самый единственный шанс
изменить жизнь - его хозяин (доблестный рыцарь, разумеется) погибает.
Оруженосец, который видел все "приемчики", решает, а почему бы ему не
стать рыцарем. Проблема только в том, что, вроде, стАтью - рыцарь
рыцарем, а вот в разговоре и прочих церемониях - оруженосец, хоть убей.
Нет гармонии бренда. В минуту тягостных раздумий потенциальному
славному рыцарю и его друзьям, славным бездельникам, под руку
подворачивается местный бард - Джеффри Чосер (отдельный комплимент
сценаристу) в лице великолепного Пола Беттани. Затея с переодеванием
превращается в настоящую пиар-кампанию. Это просто нужно видеть, что
они там вытворяют! Бард оказался безудержно талантливым имиджмейкером и
блестящим шоуменом, и все, само собой, оканчивается славным рыцарским
хеппи-эндом - все счастливы, враги повержены!
Суть этой иллюстрации для нас сегодня не в том, кто должен кем быть, не в том, где у какого сверчка шесток, а в том, что
а) нужно иметь смелость, чтобы изменить свою историю,
б) меняя историю, мы меняемся сами,
в) у каждой идеи найдутся сторонники, у каждого бренда всегда есть последователи.
Где искать свою целевую аудиторию? На людей посмотреть и себя показать?
Раньше
с этим было непросто. Сейчас все дороги ведут в одно место - Интернет.
Более мощного инструмента для создания личного бренда в природе пока не
существует. Что более всего ценится в информационный век? Ну,
разумеется... Было бы нелепо. А есть ли информационный канал, сравнимый
по мощности с Интернет?
Итак, что же можно использовать для
расширения своего присутствия в Интернет? Вариантов море - выбрать
можно несколько по вкусу или использовать все.
Сайт/блог
Раньше
нужно было заводить сайт, он становился имиджевым носителем информации.
Сейчас все проще, достаточно блога. Любой профессиональный блог - это
претензия на лидерство, сильную позицию в определенной области,
позиционирование автора как эксперта. Это не значит, что заводить сайт
противопоказано, но для начала блог - простое, фактически идеальное
решение.
Рассылка
Поскольку вы, так или иначе, для своего
блога пишете статьи, почему не делать это более цивилизованно и не
завести рассылку - именно рассылки сконцентрируют, в конечном счете,
вашу целевую аудиторию - это первое, что необходимо сделать для
формирования бренда
Статьи
Публикация ваших статей в
различных специальных каталогах - самый простой и быстрый способ
формирования репутации экспертов в своей области. К тому времени у вас
уже будет свой сайт и своя рассылка, ваша самооценка будет неуклонно
расти и у вас хватит смелости замахнуться и на эту сферу, которая
является вторым этапом плана становления бренда
Электронные журналы
Очень
мощный и действенный способ в течение определенного периода создать
себе репутацию среди конкретной аудитории заключается в регулярной
рассылке информационных бюллетеней либо бесплатно, либо по платной
подписке.
Это то, что могут сделать все. Дальше - области, которые могут быть не вполне доступны по причинам недостатка опыта.
Подкастинг
Подкастинг
(podcasting от iPod и broadcasting) - это технология записи и
трансляции аудиофайлов в Интернете. МрЗ-файлы дополняются описанием
(RSS-потоком), содержащим информацию о файлах (автор, описание, размер,
дата обновления и веб-ссылка на аудиозапись).
Книги, курсы
Для
того чтобы стать признанным экспертом в какой-то области, необходимо
написать хотя бы одну книгу или создать какой-то обучающий курс. О чем?
Само собой, по своей теме. Глупо говорить о том, чего вы не знаете. Так
можно и Чехова ненароком обозвать великим украинским поэтом.
Вебконференции. Публичные выступления.
Голая
психология: если человек говорит публично, значит, имеет право. Почему?
А кто его знает? Шучу. Невозможно начать выступать на конференциях,
если вам совершенно нечего сказать. Поэтому, вам, если вы выступаете в
вебконференциях, на всякий случай, автоматически присуждают репутацию
эксперта в своей области. Естественно, не все, кто вас слышал, а только
те, кто услышал от вас что-то новое и, главное, для себя полезное.
Преподавание. Семинары.
Мощнейший инструмент для тех, кто хочет укрепить свой статус признанного авторитета в своей области. Мощнейший инструмент для
Я была поражена одним семинаром, на котором человек по молодости говорил много, не по существу, путал понятия, пытался соединить вещи не соединимые вещи, и, тем не менее, в конце вебинара выяснилось, что нашлись те, для кого это было внове, кто принял все за чистую монету и тут же готов был встать и отстаивать вновь обретенные знания. Это еще раз убедило меня в том, что у каждой точки зрения есть свои сторонники и есть свои противники.
Т.ч. не бойтесь иметь собственное мнение - ваши сторонники будут вас поддерживать, и это согреет вам душу. Ваши противники будут вас ругать, но вам уже будет все равно.
Зато вы будете кометой, а не ее хвостом!
Лора Пирхал
Из выпуска от 02-03-2010
рассылки «Законы лидерства в иллюстрациях»